ПАСТЫРСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ О ДЕТЯХ И МОЛОДЕЖИ В ПРАВОСЛАВНОМ ПРИХОДЕ (Из опыта пастырского служения)
(Слово Патриарха Кирилла, 01.02.2009 г.)
Пастырское попечение о детях и молодежи в Православном приходе направлено на воспитание духовно здорового поколения, способного любить Бога и людей, самостоятельно отвечать за свои слова и поступки, жить по Заповедям Господним не за страх, а за совесть, ожидая воскресения мертвых и жизни будущего века. Это возможно при наличии у подрастающего поколения жизненных ориентиров, основанных на Священном Писании и Священном Предании, опираясь на которые уже в детские годы можно избежать многих неприятностей.
Ребёнок определяется в отношении себя, людей, мира в соответствии со своим возрастом. Со временем эти отношения меняются, но остаётся главное, на что будет нанизываться жизненный опыт - вера в Бога. Именно её развивает и укрепляет пастырь в своем попечении. Для этого лучше всего подходят детские годы, когда маленький человек находится в состоянии естественного смирения. "Не знаю, не умею, помоги мне," - говорит он. Такое признание своей беспомощности, недостаточности, желание помощи и покровительства является основанием для пробуждения искренней веры, которая присуща человеку от рождения.
Христианский писатель Тертулиан сказал: «Душа человеческая просто по природе своей уже христианка», открыта, полна любви, без лукавства впитывает и отдает её. Главное не спугнуть, не затушить возгорающийся пламень, готовый объять и обогреть весь мир. В этой радости жизни ребёнок ещё чист и непорочен. Он сердцем чувствует своего Создателя, искрой которого является. С возрастом придут знания о Том, Чей образ отображает его душа, Кто одарил свободой и бессмертием, и он поймёт, почему стремится к вечности. Какой она будет, всецело зависит от человека, от того, как он распорядится своим бесценным Божественным даром - свободной волей, которая приведёт к вечному счастью или вечному страданию.
То и другое возможно уже на земле. Сатана не спит, «ходит, как лев рыкающий, ища, кого поглотить» (1Пет.5,8), совратить с истинного пути, предлагая свою свободу, свободу от Заповедей Божьих. Ложь - главное оружие его «…ибо он лжец и отец лжи»(Ин.8,44). Своё человеконенавистническое шествие он начал ещё в раю, где хитростию, так как «змей был хитрее всех зверей полевых» (Быт.3,1), и обманом склонил Адама и Еву к нарушению заповеди. С тех пор дьявол не перестает отдалять человека от Бога, ввергая венец творения в пучину беззакония. Более всего подвержены сатанинским испытаниям дети с их неокрепшей психикой и формирующимся характером. Поэтому если при становлении ребёнка в его душе посеяны семена злобы, гордости, эгоцентризма, то плоды с дерева воспитания будет снимать, увы, не Господь.
С какими духовно-нравственными ориентирами молодой человек войдёт во взрослую жизнь в основном зависит от родителей. Священник может лишь подкорректировать жизненные установки, личным примером утверждая истинность своих слов. «Пастырь должен идти в жизнь, изучать светскую жизнь, светские идеалы, снисходить до настроения пасомых, идти за ними «по распутиям жизни», входить «в круг их понятий» и «оттуда собирать их на Христову пажить». «Для пастырского влияния на светскую жизнь, - говорит далее архиепископ Антоний (Храповицкий), - нужны,кроме знаний этой жизни ,пастырское учительство, молитва и пример». Плодотворная миссионерская деятельность предполагает наличие тонкого чувства меры. Ведь для понимания теми, с кем общаешься, нужно говорить на их языке, используя их способы и методы аргументации. Здесь важно не потерять церковный стиль поведения и речи, частично или полностью подменяя его лексикой и жестикуляцией среды общения. Молитвенное предстательство о своих пасомых даёт чувство того равновесия, благодаря которому дерзкая юность не скажет и даже не подумает: «Если он такой же, как мы—зачем он нам?!!»
«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф.28,19-20). Этот призыв Христа актуален и по ныне, во времена православно верующих только по факту крещения , засилий сект и оккультизма .С детьми из формально православных семей разговаривать намного проще ,чем с их сверстниками, познавшими «радость» сектантского и оккультного общения, где также присутствует понятие духа, невидимый мир ,духовное развитие .При отсутствии жизненного опыта ,покаянного чувства и определённых знаний ,ребёнку трудно найти истину .Он скорее её почувствует через благодатное воздействие пастыря на свою душу.Благодать священства, мудрость Божественных истин помогут мятущейся душе ребёнка, стряхнув сатанинские наваждения века сего, ощутить духовное единение с Богом. Высокое отношение священника к своему пастырскому долгу приведёт в храм Божий не одно дитя «…Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне…» (Мф.19, 14), и они станут достойными последователями дела Христовой любви на все времена, «ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф.19,14).
Протоиерей Андрей Шабаловский
Продолжение следует.